Квест-игра, как современная образовательная технология в коррекционно-развивающих занятиях для дошкольников.
(подготовила педагог - психолог Семенцова Ольга Евгеньевна)
Квест – позволяет проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. Это интересный и увлекательный способ проведения детского интеллектуального и приключенческого досуга, рассчитанный на участие детей и взрослых (родителей и педагогов).
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью этой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
развивающие -
в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков,
самореализация детей;
коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению, заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику,
сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участников.
Сегодня я поделюсь опытом работы использования квест технологии в работе педагога-психолога.
Во время проведения квест- игр, мне как педагогу-психологу выпадает большой шанс – узнать, увидеть, разглядеть и получить информацию об особенностях личностного развития детей (интеллектуального, психического, физического и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет педагогу-психологу спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.
Когда разрабатываю сценарий квест-игры, как педагог-психолог ставлю себе задачи, а именно:
Создать условия для формирования открытости к освоению новых знаний через эксперименты;
Помочь ребёнку осознать и преодолеть собственные психологические барьеры, мешающие ему быстро находить решения в сложных ситуациях;
Предоставить возможности для развития навыков командного
взаимодействия в массовых соревновательных играх;
Отслеживать эмоциональное состояние ребёнка, его поведение в коллективе, реакцию на трудности и т.д.;
Способствовать установлению положительных эмоциональных связей в парах: «ребёнок-педагог», «ребёнок-родитель», «ребёнок-ребёнок»;
Моделировать ситуации для развития способности креативно мыслить в решении нестандартных задач;
Закреплять у детей навык управления своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях.
В зависимости от сценария проведения квест-игры стараюсь разработать направление методического материала в виде пособий: ( карты, знаки, ответы- головоломки, стрелки, кружочки и т.д.)
У каждой истории есть начало и конец. В квестах начало и конец наиболее яркие, эмоциональные, запоминающие для детей результаты побед и они у каждого ребёнка разные.
Квест-игра – это результат познавательного развития и море эмоций для дошкольника. В своей работе я использую квест-игру, как на развивающих , так и на коррекционных занятиях, направленных на введение новой темы, так и на занятиях по закреплению пройденного материала. Такой формат квест-игры позволяет познать окружающий мир, развивать психические процессы:( память, внимание, мышление, воображение), обучить детей бесконфликтному и продуктивному общению со сверстниками, стать доброжелательным, заботливым, терпимым, уметь владеть эмоционально-волевым состоянием личности.
«Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-логопеда ДОУ».
(подготовила учитель - логопед Бычихина О.И.)
В настоящее время с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями растет. У детей наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу - это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий я использую нейропсихологические технологии.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Каждое нейроупражнение способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Основная цель применения нейроупражнений с детьми логопатами - это активизация речевой активности.
В своей работе я использую комплексы кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:
Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке.
Вот пример некоторых упражнений, используемых мною в работе с детьми:
1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).
- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
- «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую - на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями, сопровождая проговариванием речевого материала.
- «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой - за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой - за левое ухо, левой рукой - за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Собери урожай». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] - в левую, (ребенок подходит к дереву, срывает кружок и отвечает: - Это грУша. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т. д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.
- «Скажи и покажи нужной рукой». Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).
3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука - от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
- «Фонарики» - надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У], зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Кулачок - ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. Наверху всегда должен быть кулачок, а внизу - ладошка. Проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
- «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроупражнения в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
«Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия и осанки»»
(подготовила инструктор по физической культуре - Погорелова Д.А.)
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является освоение и введение в работу такая инновационная методика в физическом воспитании как корригирующая гимнастика. Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Данная гимнастика тонизирует весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращает простудные заболевания. Укрепляет дыхательный тракт. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на вторую половину дня.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в применении элементов корригирующей гимнастики для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата у детей в режиме двигательной активности в детском саду. Что способствует укреплению мышечного корсета и повышает физические возможности детей.
Технология опыта. Цель работы - воспитание здорового и физически развитого ребёнка через использование корригирующих упражнений в процессе двигательной активности дошкольников. Под этим подразумевается: профилактика заболеваний ОДА; повышение силовой выносливости мышц; всестороннее развитие физических качеств ребёнка; улучшение показателей выполнения основных движений; воспитание любви к занятиям физической культурой. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика состоит из 3-х частей: водной, основной и заключительной. Цель вводной части – повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ).
Основная часть включает – упражнение общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.
Упражнения выполняются из разных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя. Что способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.
Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Важно отметить, что дети предпочитают другим формам занятий по физической культуре, корригирующую гимнастику после сна, сюжетные ОРУ, а также самостоятельную игровую и двигательную деятельность.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства.
Результативность опыта. Одним из необходимых условий реализации личностно- ориентированного подхода в воспитании, обучении и оздоровлении детей является организация образовательного процесса на диагностической основе. Для диагностики и оценки качественных параметров двигательного развития дошкольников и укрепления опорно-двигательного аппарата была использована диагностика, состоящая из двух блоков: Первый блок включает общую диагностику физической подготовленности детей. Второй блок направлен на диагностику силовой выносливости мышц спины.
Дети результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняют физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляют элементы творчества в двигательной деятельности. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.
Это является свидетельством того, что систематическое использование корригирующих упражнений в режиме двигательной активности дошкольников положительно влияет на укрепление мышечного корсета.